Элитная мебель и подарки
премиум-класса

Доставка по всей России

Малахитовые интерьеры

Малахитовые интерьеры

Люди всегда ценили красоту камня, и из глубины веков до нас дошли художественные изделия, свидетельствующие о высокой технике его обработки.

Искусство художественной обработки камня развивается и сегодня. Изумительной красоты полированный камень украшает многие фасады и интерьеры зданий, а художественные каменные изделия входят в быт человека.

Мы предлагаем Вам ознакомиться с минералом, открывшим для камнерезного искусства России новый мир.

Название камня «Малахит» произошло от древнегреческого слова "малахе", означавшего название ярко - зеленого цветка мальвы.

Многообразие оттенков и рисунков этого самоцвета позволяет создавать разнообразнейшие узоры, покрывающие те или иные предметы искусства.

Дерево жизни малахита набирало свою силу век за веком.

В неолите он – примитивный краситель и скромное украшение.

 

В энеолите и в эпоху бронзы – руда, краска, цветное стекло, глазурь и материал для бесхитростных поделок. Семь тысячелетий красота малахита не была оценена по достоинству, и предпочтение отдавалось его пользе.

Античное время ценило в нем редкость и красоту, неповторимость рисунка и своеобразие цвета. Он стал материалом художника, а создаваемые в нем формы – предметом вожделения знати.

На территории России изумрудная зелень уральского малахита, привлекшая внимание еще в неолите, привела в XV веке к медистым песчаникам Приполярного Урала, в XVII веке – Приуралья, в XVIII веке к богатым залежам окисленных медных руд  Среднего и Южного Урала. По малахитовым корочкам , встреченным в отвалах древних выработок, был открыт Гумешевский рудник. С малахитовой зелени начался Меднорудянский рудник. Именно они снискали впоследствии славу крупнейших в мире месторождений поделочного малахита. Также свои плоды давали такие месторождения как Гора высокая, Коровинско - Решетниковское  и другие месторождения на территориях Приуралья , Урала, Сибири и Алтайского Края.

Гумешевское – месторождение медных руд, малахит которого первым вошел в камнерезную культуру как ценный поделочный камень. Первое упоминание о руднике датируется 1702 годом. К 1970 году,  за более чем два столетия добычи, разведочные работы показали неутешительный результат. Остались только начисто лишенные малахита первичные руды.

 

Мануфактура Сентябревъ

 

В своих изделиях мы используем только чистый и проверенный материал. Приобретение изделий марки "Сентябревъ" - это гарантия качества и стиля.

 

 

 

 

Меднорудянское – месторождение, известное во всем мире благодаря своему малахиту,

представленному всеми разновидностями. В наши дни карьер приближается к горизонтам, некогда наиболее богатым поделочным малахитом. И те, в ком еще достает оптимизма, высказывают надежду, что вскоре будут вскрыты оставшиеся от прежних работ целики и состоится второе открытие малахитовой кладовой.

Гора Высокая – месторождение по-особенному «холодного» малахита. В его зеленом цвете преобладают голубоватые оттенки. Впервые о нем узнали в 1722 году. В наши дни остается лишь полагаться на щедрость природы, которой радовала история малахитовых кладовых Урала.

Коровинско – Решетниковское месторождение было открыто в 1908 году весной. Малахит здесь радиально-лучистый и землистый. Месторождение вселяет оптимизм в поисках поделочного малахита.

В зависимости от местности и влияния залежей полезных ископаемых вблизи малахитовых месторождений менялись текстура, рисунок, оттенок и свойства малахита. К примеру, встречаются радиально-лучистые, ленточно-зональные, концентрически-зональные, параллельно-зернистые  и другие рисунки в различных зеленых тонах: от теплого травяного зеленого до холодного голубоватого.

XIX век стал золотым для малахита в художественной культуре. С первого же десятилетия  его художественная обработка выдвигалась на первый план, на несколько десятилетий затмевая все остальное. Освоение его сразу пошло двумя руслами: первое – от рисунка камня, второе – от цвета. Первый путь привел малахит в облицовочные работы, второй – в традиционное искусство мозаики.

Ключевой фигурой в развитии малахитного дела на рынках России и Европы стал Н.Н. Демидов – глава крупнейшего в России промышленного дома. Он скупал малахит Гумешевского рудника по 300-500 рублей за пуд и вывозил скромными партиями своим кораблем в Европу. Десятки мастерских работали по его заказам, подготавливая сотни изделий на продажу. Продавая их в России и Европе, Демидов получал барыши, при этом еще и подогревая интерес к малахиту на общеевропейском рынке роскоши. Заказы Демидова выполнял даже прославленный бронзовщик Франции Томир на протяжении целых тринадцати лет. После смерти Николая Никитича Демидова в 1828 году его страсть к малахиту унаследовал его сын Анатолий.

Наиболее удобной была техника оклейки изделий малахитовой мозаикой.  Этот трудоемкий процесс получил название «Русская мозаика»: поделочный камень нарезался на тонкие пластины, из него выкладывался рисунок, а затем пластины наклеивались на основу таким образом, что стыки становились почти незаметными. В конце облицованная поверхность подвергалась шлифовке. Различают несколько типов мозаики.

Первый – простейший тип – поле выложено крупными многоугольными прямосторонними плитками, не подогнанными ни по размеру, ни по цвету, ни по рисунку. Швы между ними откровенно обнажены, словно рама в витраже. Такая мозаика имитируют грубую брекчию. Второй тип мозаики характеризует более тонкое восприятие рисунка. При этом, единственное отличие от первого типа – скругление двух сторон плитки. Такая форма в сочетании с грубыми швами делает мозаику похожей на более сложные брекчии, а порой и на конгломераты.

Третий тип получил название «Шов Жоффрио». Это самый исключительный тип мозаики. Он разработан в 1847 году Л. Жоффрио, который трудился в Санкт-Петербурге по приглашению заводчика А.Н. Демидова. Краям пластин придавался волнистый профиль вторящий рисунку камня, что создавала иллюзию отсутствия швов и монолитности изделия.

 

Появление четвертого типа могло быть обусловлено двумя причинами: дефицитом сырья хорошего качества или желанием украсить сложные поверхности. Назван этот тип «рытый бархат». Декорируемое полотно покрывают мастикой, смешанной с перетертым камнем, а затем хаотично втапливают в нее бесформенные плитки с рваными бесформенными краями, создавая живописный рисунок. Пятый тип – чуть осложненный четвертый. Разница в том, что в саму плитку и в мастику врезаются небольшие круглые высверлки.

Первые шаги русского  малахитного дела относятся к шестидесятым годам XVIII века, когда мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики из гумешевского малахита была сделана первая партия пуговиц для парадных камзолов. Фабрика занимала второе место после мастерских Петергофа по обработке камня в России.

Петергофская гранильная фабрика после открытия малахита в вотчине Демидовых стала получать его в любом нужном количестве. Эта фабрика имела право продавать изделия частным лицам, что привело ее к огромным успехам.

Изобилие вещей формировало своеобразные  дворцовые малахитовые комплексы. Нередко они разрабатывались по единому «сценарному плану» и предназначались для конкретной архитектурной среды. Таковы комплекты жирандолей, сделанных фирмой Андреева для малахитового зала П.Н. Демидова, комплекс малахитовых вещей парадного кабинета Александра I в Большом Царскосельском дворце. Великолепный ансамбль малахитовых вещей был сделан для Овального зала Эрмитажа (до перестройки в Советскую лестницу). В центре стояла роскошная крупная ваза Медичи, выполненная екатеринбургскими малахитчиками,  а по сторонам две пары малахитовых кратеров на звериных лапах золоченой бронзы работы екатеринбургских мастеров. Этими ансамблями была заложена идея еще более великолепного собрания – Малахитовой гостиной Зимнего дворца. 

Первым значительным явлением петербургской монументальной антологии малахита стала мозаичная отделка четырехколонного парадного зала П.Н. Демидова, сделанная из меднорудянского малахита мастерами петербургской фирмы А.Трискорни по проекту О.Р. Монферрана в 1836 году на улице Большая Морская, 43 в Санкт-Петербурге. К сожалению, практически ничего из малахитовой роскоши до нас не дошло. Судить о ней можно только по фотографии 1914 года. До Октябрьской революции этот особняк был отдан в распоряжение итальянского посольства. В первые же дни революции сотрудники посольства, отозванные из России, сняли и вывезли с собой всю драгоценную облицовку зала – колонн, пилястр, камина. Но все же одному малахитовому чуду суждено было явиться на суд современного зрителя. В собрании флорентийского музея Фабрики поделочных камней Opificio delle Pietre dure в 1959 году был обнаружен малахитовый камин. Министерство Италии передало на реставрацию в существующие при музее мастерские несколько ящиков малахита, вывезенного из посольства в России. Камин был отреставрирован и в наши дни радует посетителей своим первозданным блеском.

С 1838 года императорский дом начинает соревнование с Демидовыми в размерах малахитовой роскоши. На замену сгоревшей Монферрановской Яшмовой гостиной по проекту А.П. Брюллова мастерами-малахитчиками Петергофской гранильной фабрики создается еще более роскошное убранство – Малахитовая гостиная Императрицы. Малахитовый зал – это подлинная жемчужина Эрмитажа. 

Башутский писал: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».

Сочетание малахита с обильной позолотой свода, дверей, капителей колонн и пилястр вызывало восторг. Зал обставили спасённой во время пожара мебелью, выполненной в 1830 году по рисункам Огюста де Монферрана мастером Генрихом Гамбсом. Своё место между окон заняла спасённая малахитовая ваза и восстановленная по чертежам Монферрана сень. При проектировании «малахитового зала» Брюллов постарался сохранить композиционное устройство прежней гостиной, но, благодаря наполнению зала малахитом, появилась насыщенная контрастность, свойственная классицизму, между камнями и золочением.  На стене напротив окон была воссоздана роспись, которая существовала до пожара. Роспись выполнил автор, который первоначально выполнил эту работу — Антонио Виги. Фигуры были написаны на тонком коленкоре, а затем наклеены на искусственный мрамор. Малахитовая гостиная — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера.

Владелец Меднорудянского рудника – Анатолий Николаевич Демидов,  с середины 40-х годов становится признанным королем малахита. С этого времени, после небольшого перерыва, он продолжил деятельность отца по торговле малахитовыми вещами, но в отличии от него прервал контракты с прежними фирмами. В России, в Петербурге, он завел собственную фабрику малахитовых изделий, прекратив свободную продажу малахита всем прочим фирмам, кроме императорских фабрик. Но несмотря на успехи в делах, одно желание Демидова младшего никак не получало удовлетворения. Он никак не мог заслужить расположение Императора Николая I. Император не любил Анатолия, не одобряя женитьбы князя на племяннице его политического соперника Наполеона I, а кроме того, ему было не по душе, как тот сорит на Западе демидовским капиталом.  Им было принято решение за огромные деньги заказать у итальянских и французских мастеров «Малахитовую сень» из уральских самоцветов: в ней он собирался поставить бюст Николая I в соответствии с протоколом, как было предписано представителю Российского государства. Но сделать это не успел: скоропостижно скончался. По замыслу Николая Демидова римские камнерезы выточили 8 колонн высотой более 2 метров из малахита, доставленного с Урала. Базы и капители выполнил знаменитый французский бронзовщик Томир. Император на подарок отреагировал резко, сказав: «С чего это он выдумал, что я стану в эту клетку?» А потому малахитовую ротонду установили в Таврическом дворце. А потом по распоряжению Александра II перенесли его в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Стоимость ее по тем временам превышала два миллиона рублей. Вплоть до сего дня этот экспонат — один из самых дорогих в Эрмитаже.

Показанная на выставке в Париже ротонда вызвала всеобщее восхищение.

Хроника культуры малахита на этом этапе замечательна несколькими событиями: в 1843-1846 годах оформлялось малахитовое убранство Исаакиевского собора; в 1851 году произошел триумфальный парад русского малахита на первой Всемирной выставке в Лондоне;  в 1851-1852 годах – целенаправленным подбором крупнейшей коллекции малахита для только что построенного здания Нового Эрмитажа в столице;  в 40-50 годах – работой над малахитовым камином и пилястрами Большого Кремлевского Дворца в Москве.

Малахит становится истинно русским камнем. В 40-50 годы произошел триумф малахита. Рынок камня в этот период был богат как никогда. Господствует на нем уже меднорудянский малахит, кружевной и крупноленточный, добываемый из знаменитого гнезда, вскрытого еще в 1835 году, но обработка которого началась только в 1843 году.

В настоящее время Уральская геология оптимистична в прогнозах и оценках и верит в возможность встреч с новыми месторождениями. На рынке сегодня основным источником малахита для ювелирных и отделочных работ является Заир. Характерной особенностью африканского малахита являются крупные правильные концентрические кольца, среди которых просматривается более контрастное чередование  светлых и тёмных зон, позволяющих  создавать наиболее высокохудожественную и неповторимую мозаику. Заирский малахит не уступает по качеству знакомому нам Уральскому камню.

Сегодня малахит, как и прежде, любим коллекционерами за свою красоту и удивительные узоры. Как поделочный камень он редок и осваивается лишь в малых формах художниками-ювелирами.

Торговая марка «Сентябревъ» предлагает Вашему вниманию уникальные малахитовые изделия,  обладающие неповторимыми характеристиками. Ведь не существует камня с одинаковым рисунком – каждое произведение индивидуально. Мы вот уже три десятилетия посвятили возрождению камнерезного искусства в России, а именно в культурной ее столице – Санкт- Петербурге.  Каждое изделие изготавливается вручную, а малахитовая мозаика выкладывается в соответствии с русскими традициями. Все бронзовые элементы дополняются драгоценными покрытиями. В коллекции «Сентябревъ» не только изделия декоративно-прикладного искусства, но предметы мебели. Они не оставят равнодушным ни одного ценителя прекрасного ювелирного искусства.

Наши мастера и архитекторы могут создать интерьер из малахита или других премиальных материалов

 

 

Список литературы:

Владислав Борисович Семенов

«Малахит»

1-2 тома

г. Свердловск

Средне-Уральское книжное издательство

1987 год.